9 мая 1945 года. 1418-й день войны

Фашистская Германия капитулировала

Маршал Советского Союза Георгий Жуков и заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом Василий Соколовский (на первом плане слева направо) на церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции всех вооружённых сил Германии в Карлсхорсте. © Евгений Халдей /Фотохроника ТАСС

МОСКВА, 9 мая. /ТАСС/. В этот день в пригороде Берлина Карлсхорст представители Объединенных Наций приняли капитуляцию фашистской Германии.

Маршал Жуков пишет: «Встав, я сказал: — Предлагаю немецкой делегации подойти сюда, к столу. Здесь вы подпишете акт безоговорочной капитуляции Германии. Кейтель быстро поднялся, устремив на нас недобрый взгляд, а затем опустил глаза и, медленно взяв со столика фельдмаршальский жезл, неуверенным шагом направился к нашему столу. Монокль его упал и повис на шнурке. Поправив монокль, Кейтель сел на край стула и слегка дрожавшей рукой подписал пять экземпляров акта. После подписания акта Кейтель встал из-за стола, надел правую перчатку и вновь попытался блеснуть военной выправкой, но это у него не получилось, и он тихо отошел за свой стол. В 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 года подписание акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал».

Танкист Александр Колесников вспоминал: «Госпиталь находился в Карлсхорсте, напротив здания, где подписывали Акт о капитуляции Германии. Этот день не забыть никому из нас. Раненые не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер, ни на собственные раны — прыгали, плясали, обнимали друг друга. Уложив на простынь, меня подтащили к окну, чтобы показать, как после подписания капитуляции выходит маршал Жуков. Позже вывели Кейтеля с его понурой свитой».

День Победы в Берлине

«Из репродукторов слышны позывные Москвы, — пишет из Берлина корр. «Красной звезды». — И сразу все обратилось в слух. Торжественно читает диктор приказ Верховного Главнокомандующего. Во всех концах Берлина раздается громовое «ура». А потом все мы услышали первый залп из тысячи орудий, который раздался в Москве. Его подхватили тысячи орудий наших частей, стоящих в Берлине. Все вокруг задрожало. В небе поплыли нити трассирующих пуль. Наши зенитчики, артиллеристы, танкисты, пехотинцы из тысяч ракетниц озарили берлинский вечер огнями — синими, красными, зелеными, желтыми. В городе стало светло как днем. Берлинские жители высыпали на улицы и наблюдали наше торжество победы».

День Победы в городах СССР

«Солнце заливает Москву, — пишет корр. «Известий». — Столько времени шел дождь, а в День Победы вдруг все прояснилось. Похоже, мы научились делать погоду и там, в небесах, — шутит кто-то в толпе. И все сразу оборачиваются на голос и смеются. На Красную площадь, к Кремлю стремится вся Москва. Не объявлена сегодня демонстрация, никто не готовился к шествию, нет никого на трибуне Мавзолея. Но все время то от Василия Блаженного, то от Исторического музея вдруг движутся красные флаги и вспыхивают песни.

Возле Исторического музея происходит какое-то особенно бурное движение, слышится смех. И вот над толпой взлетает усач. Он взлетает еще, и я различаю, что он — майор, он взлетает в третий раз, и тогда я вижу, что это — Герой Советского Союза. Единственно, что ему удается, это — спустить ремешок фуражки на подбородок, чтобы не оказаться, вопреки уставу, на улице без головного убора. Толпа поднимет его на плечи и несет, ему остается только указывать, куда ему надо».

«Прогремел первый залп, гроздья ракет рассыпались в небе, — описывает поэтесса Татьяна Тэсс салют Победы. — И вдруг началось волшебство. Небо превратилось в сияющий, пересеченный цветными лучами купол. Лучи скрещивались, как мечи, затем поднимались, и тогда небо казалось шатром, натянутым на цветные копья. Высоко в небе неожиданно появился алый флаг, он развевался на Москвой».

На Эльбе с союзниками

«Красная Звезда» пишет о пребывании 9 мая советских офицеров и генералов 1-го Белорусского фронта за Эльбой, в гостях у американцев. «В беседе американцы искренне заявляют, что первенство в великой победе над гитлеровской Германией они отдают Советскому Союзу и его Красной Армии. Это говорили солдаты корпуса, сражавшегося у Ганновера — самого острого участка фронта наших союзников. Прощаясь с советскими генералами и офицерами, генерал Гиллим сказал: «Великое дело сделала Красная Армия! Американский народ этого никогда не забудет».

Источник: tass.ru

8 мая 1945 года. 1417-й день войны

Танкисты 1-го Украинского фронта разгромили штаб группы армий «Центр»

Танкисты первого украинского фронта. © Репродукция Фотохроники ТАСС

МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. В этот день части Красной Армии шли на помощь восставшей Праге. В ночь на 8 мая советские танкисты перехватили отступавший штаб командующего группой армий «Центр». «Заметив в полумраке длинную неприятельскую колонну автомашин, командир танкового полка подполковник Гребенников с ходу атаковал противника, — писал генерал армии Лелюшенко. — Буквально за несколько минут штаб генерал-фельдмаршала Шернера перестал существовать. На улицах города Жатеца разыгралось нечто вроде бумажной метели: ветер кружил и раскидывал во все стороны охапки штабных документов. Большинство гитлеровцев сдалось в плен, в их числе 9 генералов. Теперь войска Шернера, действовавшие перед 1, 2 и 4-м Украинскими фронтами, оказались без централизованного управления».

«Гвардейцы 16-й механизированной бригады утром 8 мая ворвались в г. Мост. Навстречу советским воинам вышли сотни и тысячи мужчин, женщин, подростков. Это были русские, чехи, поляки, французы, датчане, люди многих других национальностей, которых гитлеровцы угнали из родных мест на каторжные работы. Они бросались к нашим воинам, обнимали и целовали их, дарили цветы и со слезами на глазах выкрикивали: «Да здравствуют освободители!», «Да здравствуют русские!», «Да здравствует свобода!».

Наземное наступление на Прагу поддерживали советские летчики. Историки 2-й гвардейского авиационного полка пишут: «По данным разведчиков летчики полка непрерывно наносили бомбоштурмовые удары, разведывательные данные непосредственно с борта самолета докладывались на командные пункты танкистов. В эти дни летчики были поистине глазами танкистов».

Завершающие бои в Восточной Пруссии

В Восточной Пруссии добивали противника части 3-го Белорусского фронта. Маршал Баграмян вспоминал: «Завершающий удар мы готовили с исключительной тщательностью, принимали все меры, чтобы он обошелся без серьезных потерь. Не успели мы развернуть наступление в полную силу, как мне позвонил генерал Антонов и передал указание Сталина — во избежание ненужного кровопролития предъявить прижатым к морю гитлеровским недобиткам ультиматум. 8 мая мы разбросали в расположении немецких войск листовки с текстом подписанного мною ультиматума, которым фашистам предписывалось сложить оружие».

Подготовка к церемонии капитуляции Германии

«Красная Звезда» описывает встречу на аэродроме союзных делегаций, прибывших в Берлин на подписание капитуляции Германии. «Начальник почетного караула полковник Лебедев отдает гостям рапорт. Поочередно исполняются американский, английский, советский государственные гимны. Затем гости обходят фронт почетного караула, принимают парад. В это время кто-то замечает, что далеко по аэродромному полю стороной бредут немцы. То прилетели на самолете представители капитулирующей Германии Кейтель, Фридебург и Штрумпф. Робко, озираясь по сторонам, идут они по тому полю, где когда-то шагали на парадах, призирая всех и все».

Источник: tass.ru

7 мая 1945 года. 1416-й день войны

Войска 1-го Украинского фронта заняли Бреслау

© Марк Редькин /Фотохроника ТАСС

МОСКВА, 7 мая. /ТАСС/. В этот день войска 1-го Украинского фронта полностью овладели Бреслау. «Битва за Бреслау окончена, — пишут «Известия». — На месте большого, красивого города дымятся бесформенные груды развалин. Под щебнем домов, в глубоких траншеях, подвалах, под кучами золы погребены тысячи немецких солдат. Обломками сбитых немецких самолетов завалены окрестности города. Сотни немецких орудий, минометов и танков, изуродованных, обгоревших, стоят в лабиринте улиц и баррикад. И вот теперь, после ожесточенной, кровавой битвы в Бреслау наступила тишина».

Полковник Чикин в пригороде Бреслау записал 7 мая в своем дневнике: «Вчера я, майор Яхьяев и переводчик Лебедев ездили в крепость с полномочиями по вопросу безоговорочной капитуляции. Ездили два раза. Я был главным. Первый раз привез с собой коменданта крепости генерала от инфантерии фон Нигофа, второй раз — привел в наше расположение весь штаб крепости (около 40 человек с адъютантами и ординарцами). Впервые в жизни я выполнял роль парламентера. Было чего опасаться — похоже, немцы готовы были нас растерзать. Но я вел себя достойно победителя (хотя косил глазами во все четыре стороны). И — чудная история! Мы, трое русских офицеров, ведем полтора десятка машин с офицерами штаба крепости через боевые порядки противника, через линию фронта, как пленников, — на свою сторону. А в это время колонны немецких войск строятся, чтобы сложить оружие».

На помощь Праге

Части Красной Армии идут на помощь восставшей Праге. «7 мая 4-я гвардейская танковая армия продвинулась еще на 50-60 км, — вспоминал генерал Лелюшенко. — Вскоре все перевалы через Рудные горы были в наших руках. Противник отступал с боями, цеплялся за каждый выгодный рубеж, устраивал в узких местах, на перевалах и в теснинах завалы и минные заграждения. Чехословацкие друзья показывали нам, как лучше обойти препятствия».

Капитуляция немцев должна быть в Берлине

В штабе западных союзников генерал Йодль подписал протокол о капитуляции Германии. Маршал Жуков пишет: «7 мая мне в Берлин позвонил И. В. Сталин и сообщил: — Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, — продолжал он, — на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск. — Я не согласился и с тем, — продолжал И. В. Сталин, — что акт капитуляции подписан не в Берлине, центре фашистской агрессии. Мы договорились с союзниками считать подписание акта в Реймсе предварительным протоколом капитуляции. Завтра в Берлин прибудут представители немецкого главного командования и представители Верховного командования союзных войск. Представителем Верховного Главнокомандования советских войск назначаетесь вы».

Глава правительства Германии гросс-адмирал Дениц 7 мая приказал немецким частям: «Всем войскам, противостоящим восточному противнику, как можно скорее отступать на Запад, при необходимости пробиваться через боевые порядки русских. Немедленно прекратить всякое сопротивление англо-американским войскам и организовать сдачу войск в плен».

Источник: tass.ru

6 мая 1945 года. 1415-й день войны

Началась Пражская наступательная операция Красной Армии

© Архив Фотохроника ТАСС

МОСКВА, 6 мая. /ТАСС/. В этот день началась Пражская наступательная операция Красной Армии. Группировка немецких войск в Чехословакии и Северной Австрии составляла свыше 900 тыс. чел. По замыслу нового правительства фашистской Германии во главе с Деницем она должна была удерживать районы западной и центральной Чехии с тем, чтобы выиграть время и обеспечить отвод немецких войск на запад для последующей капитуляции перед американскими войсками. Операцию проводили войска 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов — всего свыше 1 млн человек.

В ночь на 6 мая пражская радиостанция обратилась к советским войскам с просьбой о помощи. «Во имя спасения Праги и ее населения, которому гитлеровцы угрожали беспощадной расправой, Ставка перенесла начало операции на 6 мая, — вспоминал генерал-полковник К. Москаленко. — В назначенный день войска трех фронтов с разных направлений начали концентрическое наступление на Прагу».

Капитуляция Бреслау

Началась капитуляция гарнизона Бреслау, который Красная Армия оставила в своем глубоком тылу. «В последние дни немцы особенно нервничали, — писала «Красная звезда». — Через свою радиостанцию они попросили прекратить на два часа огонь и запросили условия капитуляции. Прошло два часа. Парламентеры не появились. Наше командование продолжало боевые действия. В воздухе появились 200 самолетов. Массированный удар авиации привел противника в замешательство. Его радиостанция вновь попросила прекратить огонь. Вышли парламентеры. Им был вручен ультиматум с изложением условий капитуляции. Истек установленный срок, а ответа не поступило. Наши части опять начали боевые действия. В 18 часов 6 мая над городом появились белые флаги. Гарнизон капитулировал».

Заботы советского коменданта Берлина

«Чем только ни приходится сейчас заниматься нашим военным властям! — пишет корр. «Известий» из Берлина. — Вот огромный восьмиэтажный холодильник, доверху набитый свиными тушами. Но третьи сутки нет тока, температура в холодильнике катастрофически поднимается. И огромное количество мяса — под риском порчи. Седой генерал, еще два дня назад отдававший приказания открыть огонь, перейти в атаку, совершить обходной маневр, мгновенно переключается на «мирные дела». Поблизости расположена одна из главных районных электростанций Берлина. Главный инженер, пожилой немец в очках, почтительно склонившись, докладывает генералу, что весь технический и рабочий персонал станции налицо, все оборудование в порядке. «Дать ток в холодильник», — приказывает генерал».

Источник: tass.ru

5 мая 1945 года. 1414-й день войны

В оккупированной немцами Праге началось национально-освободительное восстание

© Фотохроника ТАСС

МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. В этот день части 2-го Белорусского фронта заняли последнюю оставшуюся у немцев крупную военно-морскую базу. «В результате стремительного удара наши войска разгромили вражеский гарнизон и овладели городом Свинемюнде — одним из лучших по оборудованию портов Германии», — сообщило Совинформбюро.

Воины Красной Армии очистили от гитлеровцев острова Воллин, Узедом и Рюген на Балтике. «С овладением этими островами закончилась наступательная операция 2-го Белорусского фронта, — написал маршал Рокоссовский. — Правда, приходилось еще прочесывать отдельные районы, обезвреживать небольшие группы гитлеровцев, остававшиеся в тылу наших войск».

В Восточной Пруссии части 3-го Белорусского фронта вели бои по очищению от немцев косы Фриш-Нерунг. «Советские части наступают по узкой, сплошь покрытой лесом полосе земли, — сообщает Совинформбюро. — Местность исключает возможность какого-либо маневра. Противник тщательно подготовился к обороне и оказывает упорное сопротивление. Наши наступающие подразделения на каждом шагу встречают лесные завалы и минные поля. Советские пехотинцы вместе с сопровождающими их артиллеристами, преодолев три противотанковых рва и несколько линий траншей, выбили гитлеровцев из сильно укрепленного опорного пункта Шотланд».

«Внешне — это обычная немецкая деревня, каких много в берлинском пригороде, — пишет корр. «Правды» Борис Полевой. — В этой мирной на вид деревеньке, вернее, — глубоко под землей находился немецкий генеральный штаб со всем своим хозяйством. Все в этой адской кухне Гитлера свидетельствует о том, что удар Красной Армии был до такой степени сокрушительным и неожиданным, что даже работников генерального штаба он застал врасплох. Пол покрыт разбросанными бумагами, картами, справочниками».

Журналист обратил внимание на рукописные таблички, висевшие на телеграфных агрегатах: «Они были написаны по-русски, но с ошибками: «Солдаты! Не трогайте и не порчайте этих аппарат. Это есть очень ценный трофей вашей Красной Армии». Эти таблички написаны инженерами, обслуживавшими электрическое хозяйство подземелья».

Источник: tass.ru