Выставочный проект «Мой домашний музей» Тема: Близкие А.А. Минеева – защитники нашей родины
title

Что входит в программу

Это не просто выставка, а настоящее погружение в историю через личные воспоминания и семейные реликвии выдающегося краеведа Алексея Алексеевича Минеева.

На выставке представлены фотографии близких Алексея Алексеевича, которые были защитниками нашей Родины. Это уникальная возможность увидеть историю глазами тех, кто её создавал.

О своих родителях, участниках Великой Отечественной войны, рассказывает выксунский краевед Алексей Минеев.

Родился я в Москве, в семье офицера-пограничника, до войны проходившего службу на западной границе с Румынией, в городе Черновцы. Отец — деревенский, из-под Елатьмы, мать — из семьи меленковских ремесленников-печников.
Начало войны родители встретили именно там, на юго-западе Украины. В Черновцах, где всего лишь несколько месяцев назад установилась советская власть, продолжалась обычная жизнь. Работали рестораны и кафе, которые местные называли на свой лад — «коварни». Отец, в то время редактор многотиражки Черновицкого погранотряда, отпросился вечером 21 июня на несколько часов из штаба. В гости к ним на границу приезжали мать отца — моя бабка Марфа Ивановна, и младший брат матери — Виктор, который учился тогда в девятом классе Меленковской средней школы. Отец встретил их на вокзале, и на извозчике повез на квартиру, где моя мать готовила незатейливый ужин к приезду гостей. За разговором засиделись за полночь, под утро стук в окно — нарочный. «Срочно вернуться в часть».
Над городом уже кружили немецкие самолеты, но огня не открывали — вели разведку. Моим родным здорово повезло: военные действия румынских и немецких войск в районе Черновцов начались позднее на двое суток, чем на других фронтах. Марфа Ивановна, Виктор и моя мать успели эвакуироваться с последним эшелоном. Пограничники же получили приказ на отход вместе с частями Красной Армии. Такое тогда случалось редко — приказы на отход не успевали поступать в пограничные части и пограничники, попав в окружение, погибали.
С началом войны уцелевшие пограничники в составе сводных отрядов отступали через всю Украину вплоть до волжских степей, до Сталинграда. Вот и моему отцу довелось участвовать в обороне Сталинграда и удержании высот близ Мамаева кургана в составе такого сводного полка, сформированного из воинов разных погранотрядов.
В конце 1943 года, после взятия Киева, к отцу на фронт приехала мать. Она несла службу писарем при штабе батальона. Никаких подвигов не совершала, кроме разве что одного эпизода.
Дело было в Польше, осенью 1944 года. Близ расположения штаба батальона бродили группы разбитых и отчаявшихся немцев. И как-то раз, ночью, в расположении части началась сильная стрельба. Отец, выскочивший с пистолетом на улицу, различил в темноте перебегающие фигуры. Они были совсем близко. И тут рядом по врагу ударили очереди.
«Оказывается, это моя Леля легла за станковый пулемет и открыла огонь. Она хорошо стреляла из всех видов стрелкового оружия еще в погранотряде. На границе и вольнонаемных обучали стрелковому бою. Немцы откатились, потерь не случилось ни с той, ни с другой стороны, на том и спасибо».
Закончил войну 2 мая 1945 года в Каульсдорфе — пригороде Берлина, где продолжил службу до 1946 года.
Впоследствии места службы родителей менялись — Средняя Азия, где они чуть не погибли при Ашхабадском землетрясении, затем Москва — годичные курсы Военного института. После Москвы — служба в Заполярье, уже с моим участием…
В 1959 году демобилизовался в чине подполковника, и мы втроем приехали в Меленки, где жили мои дед и бабка. Там же я окончил среднюю школу, оттуда ушел в армию (авиационный механик по электронной автоматике), туда же после армии вернулся…
Мой отец Алексей Наумович Минеев награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу». «За боевые заслуги». Участвовал в освобождении Киева и Варшавы.
Моя мать Ольга Васильевна Минеева награждена боевыми медалями: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»,
«За победу над Германией».