5 февраля 1943 года. 594-й день войны

Начала действовать «Дорога победы»


Фото: Строительство ж/д моста на Дороге Победы. Источник: vk.com

«Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград.

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную роль в обороне Ленинграда, в том числе, и в полном снятии блокады.

После прорыва блокады Ленинграда и освобождения войсками Ленинградского и Волховского фронтов 18 января г. Шлиссельбург и южного побережья Ладожского озера, на полосе шириной 8 — 11 км в кратчайший срок была построена временная железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, связывающая Ленинград с железнодорожной сетью страны. В ночь с 6 на 7 февраля 1943 года по ней прошёл первый поезд. Состав подошёл к перрону полуразрушенного Финляндского вокзала в 10 часов 9 минут. В числе других грузов он доставил 800 т продовольствия. Эту дорогу в Ленинграде назвали Дорогой победы.

Впоследствии, чтобы снизить эффективность артобстрелов противника, параллельно дороге был сооружён 18-километровый обход на 1,5 — 2 км ближе к озеру. Поезда двигались только ночью, один за другим, на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Для увеличения пропускной способности линии 7 мая 1943 года на дороге была введена «живая блокировка», которую осуществляли стоявшие вдоль всей трассы на расстоянии видимости световых сигналов железнодорожники. После этого в первую ночь в Ленинград прибыло 24 поезда. 25 мая 1943 года «живая блокировка» была заменена полуавтоматической, что увеличило пропускную способность дороги до 32 поездов в ночь.

В течение 1943 года в Ленинград по Дороге победы было доставлено 4,4 млн. т различных грузов. После полного снятия блокады Ленинграда дорога утратила значение и была частично разобрана.

Источники: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I 

Википедия