Сегодня рассказываем о выксунском крепостном театре

В ХVIII веке каждый аристократ стремился организовать в имении свой театр. Иван Родионович Баташев, получив в 1783 году дворянство, решил от моды не отставать и организовал домашний театр. В 1814 по инициативе Дмитрия Шепелева для него было построено отдельное здание в выксунском парке. В театре появились свои артисты, и среди них такие известные, как сестры Кочетовы, Иван Скотти, композитор Афанасьев и другие.

Шепелев принес в семью Баташевых не только любовь к театру, но и образованность, петербургский шик и лоск. После смерти Ивана Родионовича он взял на себя заботу о театре, организовал школу для актеров, оперную и балетную труппы.

У Шепелевых было две дочери два сына. Они получили хорошее образование и унаследовали от отца влечение к искусству — к музыке и театру, внесли свою лепту в развитие театра в Выксе.

Управляющим в имении Шепелевых был крепостной Иван Кочетов. У него было три дочери – Мария, Елизавета и Любовь, одаренные природой талантами и красотой. Девушки выучились грамоте в барской школе и стали артистами театра Шепелевых: Люба – балериной, Лиза – певицей, Маша – драматической актрисой.

Елизавета Кочетова-Стрепетова с мужем Антипом — добрым и трудолюбивым человеком, — воспитала кроме своих детей девочку-подкидыша. Она выросла и стала знаменитой русской трагической актрисой Пелагеей Стрепетовой, на спектаклях которой волновались и плакали И.С.Тургенев, П.И.Чайковский, В.Стасов и другие корифеи русской культуры. А.Н.Островский преклонявшийся перед талантом Стрепетовой, написал для нее пьесу «Без вины виноватые».

***
Обрусевшая семья итальянцев Скотти подарила России двух крупных знаменитостей – живописца Михаила Скотти и певца-солиста Ивана Скотти. Их творчество оставило яркий след в истории Выксы и России. А начиналось все так. Выксунские заводчики пригласили юношей Скотти к себе в Выксу. Ивана устроили в труппу театра, а Михаил после окончания Академии художеств стал декоратором. Он подарил городу много замечательных живописных полотен, а также икону Спасителя для церкви Рождества Христова.

С 1841 года в Выксе пять лет жил известный музыкант, скрипач и композитор Николай Яковлевич Афанасьев. Он был приглашен в качестве капельмейстера, дирижировал оркестром и хором крепостного театра. Позднее в своих «Воспоминаниях» Афанасьев немало страниц отвел Выксе 40-х годов ХIХ века, а также рассказам о Баташевых, Шепелевых, и оставил потомкам свое восхищенное описание крепостного театра и театральной школы. Эти воспоминания были опубликованы в 1890 году в журнале «Исторический вестник» в Санкт-Петербурге.

В 1839 году в Выксе у Шепелевых два месяца жил известный танцовщик, один из основателей московского балета Адам Павлович Глушковский (1793-1870гг). Он был приглашен «составить из шепелевской балетной труппы два дивертисмента и дать немного танцевальных уроков». В своих «Воспоминаниях балетмейстера», написанных в конце жизни, Адам Павлович вспоминает с удовольствием Выксу, «маленький городок», где его радушно приняли и щедро отблагодарили за труд; прекрасный крепостной театр поры его расцвета.

Материалы и изображения — из архивов музея истории ВМЗ