Выставка «Огненное письмо. Ростовская финифть XIX-XXI веков» из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
title

Что входит в программу

Ростов является крупнейшим центром искусства финифти в России. Именно здесь, в XVIII веке, при архиерейском доме (Ростовском кремле) начинается история появления этого промысла. На сегодняшний день наиболее обширным собранием коллекции финифти обладает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Часть коллекции музея «Ростовский кремль» представлена на выставке. Она знакомит с историей развития промысла, разнообразием его изделий: от икон и образков XIX веков, до бытовых аксессуаров и ювелирных украшений ХХ-ХХI столетий. Представлено более 200 предметов ХIХ-ХХI столетий. Среди них — миниатюрные иконы, ювелирные украшения, пейзажи, портреты, натюрморты, крупные панно, шкатулки, расписанные в различных жанрах — историческом, батальном, лирическом, фольклорном и бытовом.

Передвижная выставка «Огненное письмо. Ростовская финифть XIX — XXI веков» предоставляется Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» в рамках министерской программы по организации выставочной деятельности в городах Российской Федерации. С 2012 года проект успешно реализуется в городах страны (Владимир, Москва, Плес, Александров, Рязань, Саратов, Липецк, Белгород, Волгоград, Свияжск, Прохоровка, Кириллов, Калуга, Тамбов, Нижний Новгород, Хабаровск, Великий Новгород, Псков, Егорьевск, Калининград и др.)

История промысла

Ростовская финифть — народный художественный промысел — изделия с миниатюрной живописью по эмали. Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.
Искусство финифти пришло на Русь в X веке из Византии, где ее называли «огненным письмом». На Руси художественную эмаль называли финифтью. Единого мнения относительно истоков этого слова нет. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень», другие — что также от греческого «химипет» — «лить, плавить». Обе эти трактовки дополняют друг друга и объясняют, что такое финифть: для её изготовления смешивают стекловидную массу (эмаль), а само готовое изделие будет мерцать, блестеть на свету.

История появления этого уникального промысла в Ростове предположительно зарождается в XVIII веке, при архиерейском доме (Ростовском кремле). Здесь в то время выполняли исключительно церковные заказы: эмалевыми миниатюрами украшали церковную утварь, оклады книг (Евангелия), облачения священников.

К середине XIX века изготовление финифти выходит за пределы Ростовского кремля, появляются новые мастерские, развивается художественный промысел.

После революции в промысле начинается поиск новых тем, сюжетов. Одной из узнаваемых «находок» XX века становится цветочная тематика. Ее развитие связано с возникновением в 1960 году фабрики «Ростовская финифть». Гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты и броши талантливых художников-миниатюристов Е.С. Котовой, Т.С. Михайленко, Н.В. Серовой, Л.Д. Самоновой, В.Д. Кочкина были чрезвычайно востребованы.

Художники фабрики следовали сложившимся в промысле обычаям, развивали традиционные жанры. Одним из них стал портрет. Именно в нем живописец мог проявить свое мастерство. Развивались и другие жанры: исторический, пейзаж, сказочно-былинный. Наиболее ярко, самобытно и многопланово он представлен на выставке творчеством ведущего художника ростовской финифти A.A. Хаунова и заслуженного художника России H.A. Куландина.

Жанр пейзажа, развитие которого началось в XIX столетии с изображения кремля и монастырей — святынь Ростова, получает иное воплощение в тонком и душевном лирическом пейзаже. Его признанные мастера в ростовской финифти — одаренные миниатюристы A.B. Тихов и В.Д. Кочкин. В тяжелые 1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и так же, как и их предшественники, работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается, занимая свое достойное место, икона. Современным мастерам ростовской финифти подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.

Экскурсия по выставке финифти с переводом на РЖЯ
Вход на выставку бесплатный.