Выставка «Полховско-Майданские тарарушки» из собрания Вознесенского историко-краеведческого музея
title

Что входит в программу

На выставке  представлены яркие изделия полхов-майданского промысла — вазы, куклы, матрёшки, тележки, шкатулки, сервизы, кувшины, — всего более пятидесяти предметов.

Эта выставка и параллельная программа к ней (включает в себя экскурсию по выставке и мастер-класс) будет особенно интересная детям — собирайтесь всей семьёй или классом и приходите в музей!

Посещение выставки  — 50 руб., с параллельной программой+мастер-класс – 200 рублей с человека.

Параллельные программы по выставке будем проводить ежедневно со вторника по субботу в 11:00 и в 13:00

Мы ждём организованные группы от 7 человек. Запись по телефону 8(83177)9-04-11

***

Особенностью Вознесенского края издавна является полх-майданский промысел. Село Полх-Майдан находится в 11 км от р.п. Вознесенское. Образовалось оно в 1667 г. После подавления восстания под руководством Степана Разина на реку Полховку для разработки леса прибыли высланные царским правительством участники крестьянских войн, которые и стали основоположниками Полховского Майдана. Так как земли в этом краю беднейшие, крестьяне, чтобы прокормиться стали заниматься токарным подсобным промыслом, переняв его от монахов Саровского монастыря.
Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Изделия бытового назначения полх-майданских мастеров до 1914 г были белыми, а затем на них наносились рисунки выжиганием. После на обожженные изделия стали наносить масляные краски и анилиновые красители. В настоящее время местные мастера используют гуашь и акрил.

Одной из особенностей полх-майданской росписи является композиционный сюжет, на котором мастера изображают деревенский пейзаж. Еще одним обязательным элементом этой росписи является красная роза или по-другому цветок шиповника.

В 1929 г. в селе Полховский Майдан была образована художественная артель, которая получила название «Красная заря».
1975-2004 гг. в р.п. Вознесенское работало производственное объединение «Полховско-Май да некая роспись».
В 2004 г. фабрика была закрыта. И мастера переходят на надомное производство.

Справка.
Матрешка — это один из известных и любимых всеми российский сувенир, явление мирового масштаба.
Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и обрела небывалое признание, как один из образов России, символ русского народного искусства. По одной из версий праобразом русской матрешки стала деревянная фигурка добродушного лысого старичка, буддийского мудреца Фукурумы, он же Фукурокудзю. Самая большая фигурка была открывной, а фигуры меньшего размера вкладывались в него, как в шкатулку.
Завез ее из Японии с острова Хонсю в 1893 году русский капиталист, меценат Савва Иванович Мамонтов.
Савва Иванович Мамонтов занимался коллекционированием художественных ценностей и детских игрушек. В Подмосковье в с. Абрамцево ему принадлежала мастерская — магазин «Детское воспитание». В этой мастерской токарь Василий Звездочкин и выточил первую матрешку, похожую на эту фигурку, только он сделал ей плечики. Роспись была выполнена художником Сергеем Малютиным. На одной из ярмарок жена Саввы Мамонтова Елизавета показала эту куклу людям, и кто-то из толпы выкрикнул: «О, типичная Матрена!».

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой.
В 1900-м матрёшку впервые представили на Парижской всемирной выставке, с той поры она стала модной по всей Европе, где «русский стиль» набирал небывалые обороты в искусстве, интерьере, одежде.
Крупнейшими центрами производства матрешки являются Сергиев Посад, Семёнов Нижегородской губернии и деревня Полхов-Майдан.