1840-е-1850-е гг. — перпендикулярно оранжерее к восточному флигелю пристраивается новый объем — сооружение в «турецком стиле», т.н. мавританский павильон со стрельчатыми окнами. Такой стиль был характерен для усадебной архитектуры именно этих десятилетий.
1860-е годы (после 1865 г.) — оранжерея частично разобрана из-за ветхости, только ее часть, фиксировавшая угол между флигелем и пристроенным «мавританским павильоном», была отремонтирована и получила односкатную крышу.
Конец XIX — начало ХХ века — утрачены портики с колоннадами на главном и дворовом фасадах, оформлявшие входы в здание. Вместо одного (на главном фасаде) сделан металлический козырек-навес. Вход со стороны двора стал также защищать навес, но трехскатный, над ажурным балконом, оформлявшим три окна второго этажа, расположенных непосредственно над входом. Главный фасад с 17 окнами на всех этажах был расчленен водосточными трубами на три части по 5, 7 и 5 окон соответственно. Под окнами второго этажа были симметрично устроены небольшие балконы с ажурными решетками, украсившими протяженный фасад: под каждым вторым окном считая от западного и восточного углов дома и в центральной части под центральным окном, 9-м по счету от западного угла здания. Таким образом, главный фасад на уровне второго этажа стали украшать 3 балкона с ажурными решетками выксунского производства. С этого момента серьезных перестроек главного усадебного дома не производилось.
1949 г. — проведен ремонт здания, в результате которого первоначальная планировка искажена внутренними перестройками. Видимо во время этого ремонта исчез трехэтажный объем, фиксировавший место присоединения восточного флигелям к главному усадебному дому со стороны двора. В советское же время, по-видимому, вместо оставшейся части галереи под односкатной крышей на углу между «мавританским павильоном» и восточным флигелем, возводится новый объем.
1989-1992 гг. — проведены реставрационные работы (проект выполнен в Московском институте «Спецпроектреставрация» архитектором О. Савельевой), после чего в части здания разместился краеведческий музей.
Усадебный дом Баташевых-Шепелевых является памятником архитектуры федерального значения.
Начало 2000-х гг. – проведенные обследования специализированными организациями показали необходимость выполнения широкомасштабной реставрации для сохранения объекта культурного наследия федерального значения, поскольку здание не отвечало требованиям безопасности. Первоочередные работы: полностью раскрыты стены, перекрытия и своды.
2006 г. – дом закрыт на реставрацию. В течение 2006-2015 гг. проведены следующие работы:
— реставрация с частичной заменой более 6 000 м² перекрытий
— тотальное инъектирование стен, подвалов, сводов общей площадью более 4 900 м²
— разработана и смонтирована уникальная самонесущая конструкция типа «этажерки», которая не опирается на несущие стены Западного флигеля
— для всего здания и по каждому из помещений разработаны и утверждены специальные технические условия по компенсирующим мероприятиям.
В 2014 г. открылись все 3 этажа музея, что в общей сложности составляет более 3 500 м² площадей экспозиционных и выставочных залов.
В 2015 г. к 258-летию Выксунского металлургического завода все строительные работы в музейном комплексе и работы по воссозданию исторического центра завершены.
Усадьба Баташевых-Шепелевых.
Этапы истории строительства главного усадебного дома.
1765-1770 гг. — строительство двухэтажного объема главного усадебного дома с двухэтажными флигелями с запада и востока. К флигелям примыкали одноэтажные кирпичные хозяйственные постройки.
1783 г. — дом надстроен третьим этажом. Усадьба состояла приблизительно из 40 комнат.
1810-е гг. — практически полностью изменено декоративное оформление всех фасадов, которые получили обработку в стиле классицизма. Стены первого и второго этажей расчленены лопатками, иногда спаренными. В этот же период времени была произведена частичная перепланировка помещений.
1830-е гг. — по дошедшему альбому чертежей с подробными фиксационными планами и фасадом, главный усадебный дом представлял собой трехэтажное П-образное здание с двухэтажными флигелями. На первом этаже здания размещались людские и различные подсобные помещения, а второй и третий этажи занимали залы, спальные комнаты, кабинеты хозяев и их гостей. Входы на южном (главном) и северном (дворовом) фасадах оформляли портики с колоннами дорического ордера, поддерживающие балконы, служившие также навесом над входами. С правой стороны к восточному флигелю здания примыкала длинная двухъярусная галерея (оранжерея).