Вторая волна заселения этих мест начинается в XVI веке после завоевания Иваном Грозным Казани. В это же время в древней Рудне (сейчас р. п. Досчатое) возникает кустарная выплавка железа на основе использования местных руд. В 60-е годы XVIII века тульские заводчики братья Андрей и Иван Баташевы закладывают основы металлургии Выксунского района – железорудное производство. Основание Выксы происходит одновременно с основанием первого Верхне-Выксунского завода в 1765 году.
В начале XIX века Баташевым уже принадлежала огромная территория в 300 тысяч десятин. В Выксе выплавлялось до 30% чугуна, от производимого в европейской части России. Во время Турецкой войны Баташевские заводы выполняли военные заказы на изготовление пушек, ядер, выпускали станки для текстильной промышленности. В 1815 году мастеровые Лукин и Ястребов построили паровую машину и применили её в металлургическом производстве. А в 1823 году в Выксе построен первый пароход. Выкса славилась и художественным чугунным литьем. Изделия отличались особым мастерством и изяществом. Продукция заводов получала награды на международных выставках.
Выксунский уезд образован в 1921 году. В 1929 году он разделяется на два района — Выксунский и Кулебакский. 1934 год ознаменовался появлением в России ещё одного города – города Выкса. Он по праву заслужил называться вторым Уралом России. В 1957 году в Выксе построен первый в Советском Союзе панельный многоквартирный дом. В 60-х годах XX века начинается интенсивное строительство. Открываются новые школы, возводится Дворец культуры им. Ленина, закладываются новые микрорайоны.
В настоящее время Выкса является административным центром городского округа г. Выкса. Он расположен в среднем течении Оки, в трехстах километрах к юго-востоку от Москвы, в ста девяноста километрах к юго-западу от Н. Новгорода и в тридцати километрах от Мурома. Площадь г.о.г. Выкса – 173 тысячи гектаров. Население – около 83-х тысяч человек. В самом городе проживает около 52-х тысяч человек. Это крупный промышленный город Нижегородской области. В Выксе расположено большинство промышленных предприятий округа. При въезде в город, помимо выксунского завода Объединенной металлургической компании, расположены два крупных предприятия:
АО «Дробмаш» – одно из крупнейших предприятий строительного и дорожного машиностроения. Основан в 1933 году. Продукция: дробильно-сортировочное оборудование для производства строительных материалов на основе минерального сырья.
ПАО «Завод корпусов» изготавливает бронекорпуса бронетранспортеров, бронированные помещения, бронекабины, бронедвери, пантонные мосты и т.д.
В Выксе – 147 улиц, четыре жилых микрорайона, 36 поселков. У города есть свой современный герб. Он утвержден в 2017 году по решению Совета депутатов городского округа г. Выкса от 28.02.2017 №7 «О гербе городского округа город Выкса Нижегородской области». Геральдическое описание герба городского округа: «В четверочастном червленом, зеленом, лазоревом и червленом поле — восстающий серебряный единорог». У основателей металлургического производства и Выксы, братьев Баташевых, был свой герб. В его символике – дворянский шлем и мифологическое животное единорог.
Рукотворное чудо – уникальная гидросистема прудов.
Все заводы, построенные Баташевыми были вододействующими: более сотни лет всю тяжелую работу на них выполняли механизмы, приводимые в движение водяными колесами. В XVIII веке для приведения в движение многопудовых молотов, станов, мехов воздуходувок другого двигателя, кроме водяного колеса других технических приспособлений не было. Мускульная сила человека и лошади уже не могла справляться с такими задачами. Несмотря на большую трудоемкость, громоздкость и дороговизну (стоимость гидроузла составляла от 30 до 50 % стоимости завода) гидросооружения просто приходилось строить.
В то время такую реку, как Ока, «перепрудить» было технически невозможно, поэтому искали подходящие малые и средние реки. В 1765 году экспедиция шихтмейстера Гофмана, по договоренности с Баташевыми, определила место для перепруды лесной речки Выксун, правого притока Железницы.
Выксунская гидросистема строилась почти сорок лет и включала восемь гидроузлов. Каждый из них имел пруд или, точнее, водохранилище, плотину с прорезями для водосбросов лишней воды («вешняки») и для подачи воды в рабочий ларь, систему лотков, которые подавали воду на водяные колеса.
На выксунских прудах был применен принцип многократного и последовательного использования энергии одной и той же речки путем создания на ней каскада прудов. Это редкое явление в русской гидротехнике. Двукратное использование воды было обычным явлением, троекратное имел только один Пыскарский пруд на Урале. На Выксе мы наблюдаем последовательное девятикратное использование вод речки Железницы – для семи заводов и двух мукомольных мельниц. Кроме того, в эту же систему несколько побочно входит и Верхне-Выксунский завод, использующий для своих нужд речку Выксун, впадающую ниже завода в другую реку – Железницу.
Создав такую систему, выксунские самородки-гидротехники, главный механик заводов Марк Терентьевич Попов и его сын Василий Маркович Попов, в значительной мере сгладили некоторые существенные недостатки, присущие гидроэнергетике в целом. Во-первых, радикально улучшили снабжение завода водой за счет огромного Запасного пруда, который регулировал колебания уровней прудов в зависимости от состояния атмосферных осадков. Во-вторых, в случае остановки одного завода вода продолжала работать на другом, стоящем ниже. В-третьих, благодаря такой системе Выксунские заводы расположились довольно компактной группой, что приводило к экономии средств на транспортных перевозках, улучшало управление производством.
Первым в системе был основанный в 1798 году и расположенный в 8 верстах к югу от Выксы Верхне-Железницкий (Вильский) завод. Энергетической базой завода служил Вильский пруд (площадь 316 гектаров, глубина 4,6 м) . Он образовался в результате перегораживания плотиной (длина – 1 верста) речки Железницы, чуть ниже впадения в нее речки Вили. Напор воды в пруду составил 3,2 метра.
Второй шла Проволочная фабрика. Ввиду небольших энергетических затрат и пруд, и плотина имели незначительные размеры. Ниже фабрики на той же воде работала мукомольная мельница.
Далее воды Железницы разливались во всю ширь Запасного пруда. Сейчас это одно из самых больших водохранилищ в области. Площадь его водного зеркала составляет 584 гектара. Глубины достигают 6 м. Воды Запасного пруда удерживала плотина необыкновенной для гидротехники XVIII века длины – 4 версты. Напор воды составлял 3,7 м. В основном воды Запасного пруда служили в качестве резерва для других, расположенных ниже заводов.
Близ пруда работал небольшой завод по производству гвоздей и пильная мельница о двух рамах. Весной же, когда Нижне-Железницкий (Досчатинский) завод не работал из-за подпора вешних окских вод, здесь катали листовое железо.
Из Запасного пруда воды Железницы текли по двум рукавам в Средний и Нижний пруды, где и сливались с водами Выксуна.
Несколько особняком от главной системы, базирующейся на водах Железницы с ее притоками, был расположен Верхне-Выксунский завод, работавший на водах небольших лесных и болотных речек и ручьев, впадающих в речку Выксун. Пруд этого завода (площадь 280 гектаров, глубина до 9 м) образовался от запруды речки Выксун. При сравнительно небольшой по длине плотине (0,5 версты) пруд имел наибольший среди всех прудов системы напор – 5,4 м. Мощный напор обеспечивал при минимальном расходе воды постоянное круглосуточное действие воздуходувных мехов доменных печей. Страдая часто от мелководья, завод, тем не менее, не мог использовать воды Запасного пруда, так как его горизонт был выше горизонта последнего на 5 м. В свою очередь, Верхний пруд мог быть полностью спущен в Запасный.
Средне-Выксунский завод был расположен на 1,5 версты ниже Верхне-Выксунсого. Заводской Средний пруд площадью около 100 гектаров и напором 2,8 м образовывала плотина длиной 0,5 версты на речке Выксун. Воды Железницы поступали в него по каналу из Запасного пруда.
В 1,5 верстах ниже плотины Среднего завода, по течению слившихся речек Выксуна и Железницы, располагался Нижне-Выксунский завод. Пруд его имел площадь 80 гектаров и удерживался плотиной длиной 1,5 версты. Напор воды был очень низким – 1,4 м. Но в силу того, что все воды Железницы и Выксуна протекали через этот пруд, недостатка воды он не ощущал. В 1,5 верстах ниже завода работала мельница.
В 8 верстах к северо-западу от Нижне-Выксунского завода работал Нижне-Железницкий (Досчатинский) завод. Его энергетические нужды обеспечивал Досчатинский пруд площадью 370 гектаров, удерживаемый плотиной длиной 2 версты. Напор воды составлял 3,7 м.
Замыкал систему стоящий на берегу Оки Пристанской завод, где были молотовые горны и молоты, гвоздильня, мукомольная мельница на четыре постава и пильная мельница на две рамы. Пруд площадью 185 гектаров подпирался полуторакилометровой плотиной, обеспечивавшей двухметровый напор воды.
Сейчас сохранились только четыре пруда с плотинами, но без лотков и водяных колес: Вильский, Запасный, Верхне-Выксунский и Нижне-Выксунский на реке Выксун.
На рубеже 1970-80 годов руководству ВМЗ удалось добиться от центральных властей финансирования капитального ремонта плотин Выксунской гидросистемы.
Много труда в решение этой проблемы вложили главный инженер ВМЗ Б.Ф. Антипов, начальник цеха Н.А. Балихин, их коллеги П.С. Ястребков и П.И. Щербаков.
Выксунская гидроэнергетическая система – замечательный памятник русской технической мысли XVIII века. «Берегите ваши пруды, – призывал выксунцев бывший главный архитектор области Б.С. Нелюбин. – Ведь это жемчужина всего нашего края».