Художественное литье выксунских заводов
В XVIII веке модным было малые формы изготовлять из кованого железа или литого чугуна. Русский классицизм, как стиль в архитектуре, оформился в XVIII веке и известен не только изысканной четкостью линий, изяществом рисунка, пропорциональностью форм, но и широким применением металла для изготовления малых форм.
Чугунные козырьки крылец и калиток, въездных дорог и террас, литые из чугуна кронштейны и решетки лоджий и балконов, лестницы и перила к ним, торшеры фонарей, парковые и дворцовые ограды придают неповторимый художественный образ площади, улице, зданию, а памятники, бюсты, барельефы, мемориальные доски и прочее добавляют «изюминку», завершающую этот образ.
В церковных зданиях из чугуна изготавливают полы, лестницы, купели, кресты и колокола басового ряда, подсвечники и многое другое. Особое значение чугун имеет в кладбищенском литье, подчеркивая вечность, нетленность памяти и истины, бытия и смерти.
Использование чугуна для изготовления домашней утвари стало давно традиционным делом. Не только сковородки, котлы, чугунки, кувшины, умывальники, а и пепельницы, рамки, камины, статуэтки, полочки, подсвечники вносили и вносят в домашний быт определенный уют и красоту.
В России в XVIII-XIX веках исторически сложились крупные центры художественного литья в Челябинской области – Куса и Касли, в Тульской – Алексин, в Карелии — Петрозаводск, заводы Берда и Александровский в Петербурге, завод Скворцова в Москве, в Приокском районе – в Сноведи, Выксе, Гусе Железном и другие.
Петербургские заводы прославились великолепным литьем мостов, въездных ворот на дорогах, деталей триумфальных арок и другого.
Литьем Алексинского завода можно любоваться и в Туле, и в обеих столицах. красивая парадная решетка с большими входными воротами в Александровский сад у Кремлевской стены к могиле НЕИЗВЕСТНОГО СОЛАДА в Москве – работа мастеровых Алексинского завода (заводы принадлежали Орлову-Чесменскому, а позже княгине Бибарсовой).
Уральские города Куса и Касли прославились изготовлением выразительных фигурок животных, а также подсвечников, статуэток, рамочек, вазочек, фигур царей, сказочных героев, полководцев, ученых, писателей.
Касли основан в 1747 году, но художественным литьем прославился в середине XIX века. Сенсационным для Касли был 1900 год, когда на Всемирной выставке в Париже каслинцы выставили огромный кружевной чугунный павильон высотой в 5 метров, разместив в нем свои знаменитые фигурки, в том числе Дон-Кихота, Медного всадника и другие. Успех был необыкновенным, каслинское литье стало легендарным… Сейчас художественное литье в Касли снова возродилось, фигуры удалых коней, породистых собак и прочее можно купить во многих городах Урала.
На литье Гусевского завода можно любоваться в Касимове, в Елатьме, в Рязани и других местах России.
Литье Петрозаводских умельцев разошлось по северным городам и весям есть оно и в Москве, и в Петербурге. Знаменитую решетку провиантских складов на Зубовской площади в Москве считают работой мастеровых из Петрозаводска.
На Баташевских заводах Выксунской группы художественное литье в разные годы производилось только на Верхне-Выксунском и более всего на Сноведском заводах.
К концу XVIII века Баташевские заводы давали 11,6% металла от общего его производства в России, заводы прославились размахом производства, но более всего они прославились высоким качеством продукции. «Горный журнал» за 1843 год ч. 4 книга 12 в статье Олышева, извещая о заслугах Выксунского самородка Антона Васильевича Копьева, пишет так: «При Копьеве основано производство чугунных труб для Московского и Нижегородского водопроводов, которые при равной толщине труб выдержали большие давления, чем трубы других заводов и даже иностранных». И еще раньше в 1826 году П. П. Свиньин констатировал: «… когда отливают плиты аршинно квадратные (обыкновенно покупаемые для церковных полов) и по совершенном остужении и очищении, мастер видит, что она … коробовата, то кладет ее на ровный пол и став на нее ногами до тех пор вспрыгивает, пока доска выпрямляется». Выксунские чугуны обладали некоторой пластичностью, которая в сочетании с твердостью и обеспечивали отменную прочность изделиям.
Высокое качество чугуна и всей продукции объясняются целым рядом причин. Доменные печи работали на высококачественном сырье и топливе. Древесный уголь выжигался из смолистых, спелых пород древесины векового массива наших лесов и отличался высокой прочностью и чистотой. Местная руда (сидериты и бурые железняки) была чиста от вредных для металла примесей и легко проплавлялась, восстанавливаясь до железа, кроме того, перед плавкой она подвергалась тщательной подготовке: обжигалась, дробилась, сортировалась, смешивалась в нужных пропорциях долями сидерита и бурого железняка. Пропорции шихтовых материалов: руды, угля и флюсовых добавок всегда рассчитывались исходя из состава их, а не прикидывались «на глазок», как на некоторых других заводах.
Качество продукции зависит, как известно, от квалификации рабочих, уровня технической грамотности техников. Баташевы сами были хорошими металлургами и понимали роль специалиста в производстве. Они специалистам создавали хорошие условия для работы, платили им хорошо, посылали молодых и способных учиться, но и дисциплину держали – небрежение и разгильдяйство жестоко наказывали. Такая дисциплина с годами становилась традицией. Традиционной становилась и высокая квалификация работающих, и слава заводов, как передовых в России, выпускающих продукцию высокого качества.
Доменные печи тогда были небольшими, с полезным объемом 20-30 м куб (к 1914 году – 57 м куб). И если в первые годы работы заводов металл для литья брали непосредственно из доменной печи, то с изобретением А.В. Копьевым вагранки (см. «Литейное производство» Рубцов), с помощью которой можно легче добиваться точных температурных и химико-технологических характеристик жидкого металла, перешли на широкое их применение.
Для изготовления литейных форм наряду с традиционными материалами (песок, графит, опилки) применяли и конский навоз, пшеничную муку особого помола (для газопроницаемости формы), растительное масло (для крепления формы) и многое другое.
Большим авторитетом пользовались у литейщиков специалисты по изготовлению моделей. Изготовлялись модели из крепких пород дерева, из хорошо высушенных кусков, размеры моделей рассчитывались на минимальные допуски. Аккуратная, ювелирная, точная работа во всех звеньях производственного цикла и обеспечивала получение прочной и точной отливки.
Сразу после пуска доменных печей на Баташевских заводах отливали домашнюю утварь, детали к заводским машинам и станкам. К 70-м годам XVIII века хозяевам удалось добиться заказов от казны (от государства) на изготовление пушек, снарядов, гранат, бомб и другого. В эти годы Россия воевала со Швецией, с Турцией и военное снаряжение требовалось в больших количествах. Кроме того, страна организовывала порты в Архангельске и на побережье Черного моря. Энергичные, расторопные Баташевы уже через Адмиралтейств-коллегию в 1770 году поставили казне 150 пушек. В 1774 году они от правительства получили разрешение на строительство нового завода специально для обточки пушек после литья – точнее сверлильной фабрики – это Нижнее-Железницкий завод или Досчатинский и еще Пристанской завод был построен.
14 июня 1779 года на заводах был получен заказ на изготовление 29 пушек для Архангельского и 48 – для Таганрогского портов. Все пушки эти изготавливались диаметром ствола в 6 дюймов. Всего Баташевские заводы поставили казне одних только пушек около 3000 штук. Из книги Н.И. Куприяновой «К сему Александр Пушкин» (из-во Волго-Вятское, 1988 год) мы узнаем, что в Выксе с лета 1784 года по май 1785 года работал на приемке пушек дед А.С. Пушкина по матери – Осип Абрамыч Ганнибал, находясь в чине «морской артиллерии капитан второго ранга». Его молодая жена – Мария Алексеевна — жила в Липне. В мае 1785 года они уехали в именье Ганнибалов под Петербург, и там вскоре Мария Алексеевна родила дочь – Надежду Осиповну – будущую мать поэта. После окончания войн России с Турцией заказов на военную продукцию Баташевским заводам не поступало, они вынуждены были осваивать выпуск другой продукции, организовывать новые производства.
О первых изделиях художественного литья по документам нам известно следующее: «В здании Петровского театра, построенного в 1776 году в Москве, красивые литые из чугуна кронштейны балконов изготовлены на заводах Баташевых». Этот театр в 1805 году сгорел. На его месте в 1823 году был построен Большой театр, к сожалению, он тоже сгорел в 1853 году. Заново отстроенный в 1856 году Большой театр Выксунского литья не имеет. Ходившая в Выксе легенда о конях Большого театра, как о литье выксунском, остается легендой…
Самая большая наша гордость – литье Баташевского дворца в Москве (ул. Интернациональная №№ 9-11 около метро «Таганка»). Этот дворец за долги был отдан в 1878 году казне, а она, т.е. государство, организовало в нем больницу для рабочих и сейчас там располагается городская больница «Медсантруд».
В справке от управления государственного контроля и охраны, использования памятников истории и культуры г. Москвы от 24.07.85 года сообщается: «Дворец Баташева – главный дом усадьбы – построен по проекту Р.Р. Казакова (считали Де-Валли) в стиле классицизма, стройка велась с 1798 по 1802 год. Ограда, отделяющая парадный двор от улицы, имеет определенное сходство с оградой Летнего сада в Петербурге. Ее белокаменные столбы увенчаны декоративными чугунными урнами и великолепного рисунка кованной с деталями чугунного литья решеткой. Фигуры львов относятся к числу первых в России образцов круглой скульптуры, отлитой из чугуна, красуясь на пилонах въездных ворот».
После смерти И.Р. Баташева (1821 год) наши заводы стали принадлежать генерал-лейтенанту Д.Д. Шепелеву. Его усилиями заводы получили заказы на изготовление фонтанов для Лубянской, Сухаревой, Театральной площадей и у Александровского сада.
Особое значение имеет участие наших заводов в изготовлении литья для ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ ПОБЕДЫ НАД НАПОЛЕОНОМ. Арка сооружалась по проекту О.И. Бове, где скульптурную часть проекта разрабатывали И.П. Витали и И.Т. Тимофеев в 1829-1834 годах. Эту арку, сооруженную для прославления русской армии, символизирующую силу русского оружия, при реконструкции Тверской улицы в 30-е годы разобрали. Отдельные ее фрагменты хранились в Донском монастыре и в 1968 году ее удалось восстановить, перенеся на другое место – на Кутузовский проспект, рядом со зданием Бородинской панорамы и «домиком в Филях».
В сборнике «Старая Москва» за 1912 год помещена статья знатока и ценителя художественного литья Н.Н. Соболева «Триумфальная арка в Москве», где сказано: «… разнообразное отличного качества литье для арки изготавливалось на заводах г.г. Шепелевых и кн. Бибарсовых (г. Алексин).
В середине XIX века при ремонте Оружейной палаты в Кремле и при строительстве Большого Кремлевского дворца широко использовался металл Шепелевских заводов: строительные балки, чугунные трубы и все чугунное литье!
Из статуарного литья известен интересный бюст Петра I в музее «Ботик» в г. Переславль-Залесский. Отливка осуществлялась на Гусевском заводе, принадлежащем потомкам А.Р. Баташева, а хранится этот бюст в Русском музее Петербурга. Бюст Петра музея «Ботик» — повтор или вариант работы Б. Растрелли.
На площади Минина в Н. Новгороде стоит красивый фонтан выксунской работы. По улице Краснофлотской с 1848 года всех удивлял причудливой решеткой, чугунными скамейками во дворе дом Акифьевых. Во многих других домах Н.Новгорода сохранились лестницы с красивыми перилами, в том числе и лестницы дворца Рукавишникова (сейчас Художественный музей), встречаются в городе и чугунные торшеры фонарей, навесы калиток, крылец, ограды, балконные решетки выксунской работы (пока только по предположению), но достоверно известно, что при ремонтах и реконструкции Архангельского собора и Строгановской церкви в прошлом веке установлены выксунские чугунные половые плиты, лестницы и другое.
Есть выксунское литье и в соседнем Муроме, очевидно, и в Арзамасе, но все это пока не изучено.
Тоже можно сказать и о нашем литье в Петербурге… документов пока нет. Но, зная петербургские связи Д.Д. Шепелева с высшей знатью, в том числе с семьей Ольденбургов, можно предполагать, что выксунское литье там есть. Возможно, что и в домах, выполненных по проектам А.М. Горностаева (Фонтанка № 118 и др.) литье наше, также, как и памятник И.И. Горностаеву.
Выразительные скульптурные портреты Даши Баташевой и И.Р. Баташева являются украшением музея, но их еще надо профессионально изучать.
К сожалению, в последних московских изданиях о художественном литье, о работах наших заводов умалчивается или работы приписываются другим заводам…
Один из основателей этого города, а с 1783 года полновластный хозяин всех заводов и поместий выксунской округи – Иван Родионович Баташев – поддерживал, поощрял и любил все русское, талантливое. По сведениям Л.В. Шестерова он особенно интересовался делами литейщиков, а талантливых мастеров литья из Сноведи – отца и сына Личновых – за отличную работу награждал «кафтаном с золотыми пуговицами и тысячей рублев» (Личновы Николай Афиногенович и Петр Николаевич).
Д.Д. Шепелев – зять, затем опекун и хозяин баташевских заводов также уделял большое внимание литейному производству. Он еще в 1818 году пригласил из Петербурга известных тогда техников Матвея Ефимовича Кларк и его сына при реконструкции Сноведского завода для расширения литейных корпусов, для совершенствования технологии, позже приглашал и иностранных специалистов, добивался заказов на литье от частных лиц и от казны. Местный стихотворец Н.П. Голованов еще до революции писал о нем:
«Он производств не уменьшал,
Напротив, много добавил,
Литьем изящным щеголял
В казну заказов много справил».
Характеризуя художественные достоинства Выксунского литья надо сказать, что несмотря на разнообразие жанров все-таки истинно выксунскими и стабильно изготовляемыми, оригинальными, изящными и конкурентоспособными были решетки. Решетки для балконов, для усадебных и парковых оград разнообразных рисунков отливались на наших заводах. Носителями высоко вкуса и мастерства являются отливки конца XVIII и первой половины XIX веков, изделия более позднего времени не равноценны, встречаются порой вычурные, излишне утяжеленные… как, например, разобранный фонтан на Мызе в Н. Новгороде и др.
Надежда Князева.