Рубрика «Образовательный четверг». Записка Н. Князевой о транспорте на заводах Баташевых – Шепелевых.
Промышленный транспорт делится на внешний и внутризаводской (цеховой, межцеховой).
1. В XVIII – XIX веках внутризаводской транспорт основывался на ручных тележках и конных повозках.
Видов ручных тележек существовало великое множество от тачек разного размера до двухколесных тележек – «коз». На «козах» подвозили шихту к доменным печам, ёмкость её от 15 до 25 пудов.
Конные повозки применяли тоже разные от платформ, телег, саней до дрог.
Путь движения – дорогу выравнивали, уплотняли, в цехах покрывали железными местами или устанавливали рельсы, колею. Рельсы делали из дерева, обивая железной полосой или уголком, даже швеллером или из чугуна (отливали). Так как при смене температур, при низких температурах от толчков, ударных нагрузок чугунный рельс лопался, перешли на рельсы стальные. В Выксе первый стальной рельс получили в 1844 году и вскоре использовали в «долинах», т. е. на лесных делянках с 1848 года для перевозки бревен, дров, руды.
2. Внешними видами транспорта были опять же конный (гужевой) и водный. Гужевой транспорт был очень важен, он действовал круглогодично, водный же – сезонно. Конный двор Верхнего завода располагался на Скотном выселке, а на Нижнем заводе позади «Козьего парка». На каждом конном дворе десятки ломовых лошадей, несколько сараев фуражных, со сбруей, с повозками. Конный двор в усадьбе Баташевых – Шепелевых имели легковые тарантасы, брички, сани и лошади рысаки.
За полевыми дорогами «устраивался» контроль. Дорога обрыта канавками, гати замощены шлаком или бревнами, через ручьи и реки протянуты мосты и мостики.
С 1892 – 1894 гг. Выксу соединили железной дорогой узкой колеи с Пристанью в Досчатом, а позже и с Вилей на конной тяге (конки грузовые и пассажирские). С 1910 года лошадей заменили на паровую тягу (паровоз) по проектам и под руководством талантливых инженеров А. А. Кузьмина и В. Н. Рудбах, работавших главным механиком первый и управляющим Нижнего завода второй с 1909 г. по 1914г.
3. Водный транспорт в весеннее – летнее – осенний период был очень важен – перевозилось огромное количество грузов от Пристани в Досчатом по Оке вниз и вверх и далее по Волге вверх и вниз. Использовалось половодье для сплава грузов на плотах и по малым рекам. По речке и по Оке ходили разные суда: лодки, барки, дощаники, беляны, гусяны, тихвинки, галеры, расшивы, коломенки, маршинки весельные, бурлакские, редко парусные. Виды, размеры, количество судов на Пристани в Досчатом на Оке нам не известны, но можно предположить и представить картинку множества и разных.
На берегу Оки построена Мыза – летняя резиденция Ивана Родионовича – здесь летом он жил, принимал гостей, контролировал отправку грузов. С другой стороны от Пристани стоял Пристанской завод, производящий гвозди, уголок, полосу, рядом большая пильня (пилорама), дающая тес, доски, брус, рейки. Между Мызой и заводом у Пристани располагалась верфь. Здесь и ладили суда, барки и т. д. и колеса конные и колеса водяные для энергоустановок. В 1823 году здесь же спустили первый на Оке пароход «София».
4. Транспортировка грузов связана с загрузочно – разгрузочными работами, совсем не механизированными, тяжелыми, ручными. Применялись рычаги, крючья, ваги (стальные жерди), ломики, редко лебедка. Перевозились же не только руда, дрова, бревна, а и готовая продукция чугунная, стальная, железная.
5. В XX веке стали применять автомашины и для транспортировки больших масс воды, мазута, воздуха – трубопроводный транспорт.